Основы работы с Haskell
Хаскель — чисто-функциональный язык общего назначения, соединяющий недавние разработки в области проектирования языков программирования. Хаскель предоставляет функции высшего порядка, нестрогую семантику, статическую полиморфическую типизацию, определённые пользователем алгебраические типы данных, сопоставление с образцом, большие возможности при работе со списками, массивами, целыми числами с произвольной или фиксированной точностью и числами с плавающей точкой. См. Haskell 2010 Language Report.
Код, написанный на Хаскель, можно запустить по-разному:
- в режиме интерпретации;
- скомпилировав в исполняемый файл;
- запуск кода без компиляции;
- использование систем сборки.
Существуют различные реализации спецификации языка Хаскель. Рекомендуемой на официальном сайте является платформа GHC (Glasgow Haskell Compiler). Другие реализации, такие как UHC, LHC, а также различные диалекты языка (например Frege, компилируемый в байт код Java) использоваться в курсе не будут.
Режим интерпретации
Режим интерпретации запускает интерпретатор в консоли, в котором выражения вводятся непосредственно в командной строке. Для запуска интерпретатора вызывается команда ghci
:
markoutte$ ghci GHCi, version 8.0.2: http://www.haskell.org/ghc/ :? for help Prelude> :help
Для выхода из режима интерпретации необходимо выполнить команду :q
или нажать Ctrl
+ D
.
Найдём корни квадратного уравнения:
Prelude> :{ Prelude| findRoots a b c = if d < 0 then error "No roots" else (x1, x2) Prelude| where Prelude| d = b ^ 2 - 4 * a * c Prelude| x1 = (-b - sqrt d) / (2 * a) Prelude| x2 = (-b + sqrt d) / (2 * a) Prelude| :} Prelude> print $ findRoots 1 2 1 (-1.0,-1.0)
Команды :{
и :}
позволяют обозначить начало многострочного кода. Полный список команд интерпретатора можно узнать набрав команду :help
. При этом Хаскель автоматически выведет тип аргументов заданной функции:
Prelude> :t findRoots findRoots :: (Ord t, Floating t) => t -> t -> t -> (t, t) Prelude>
Такую запись следует читать следующим образом: <именование> :: <ограничения> => <аргументы функции и их типы>
. Таким образом, применить функцию для целых типов не получится:
Prelude> a = 2 :: Int Prelude> b = 3 :: Int Prelude> c = 1 :: Int Prelude> findRoots a b c:26:1: error: • No instance for (Floating Int) arising from a use of ‘findRoots’ • In the expression: findRoots a b c In an equation for ‘it’: it = findRoots a b c
Компиляция в исполняемый файл
Создадим 2 файла: Main.hs для основной программы и Math.hs для математических функций:
module Main where import Math main = print (findRoots 2 4 1)
module Math where findRoots a b c = if d < 0 then error "No roots" else (x1, x2) where d = b ^ 2 - 4 * a * c x1 = (-b - sqrt d) / (2 * a) x2 = (-b + sqrt d) / (2 * a)
Скомпилируем и запустим код:
markoutte$ ghc Main.hs [1 of 2] Compiling Math ( Math.hs, Math.o ) [2 of 2] Compiling Main ( Main.hs, Main.o ) Linking Main ... markoutte$ ls -l total 3784 -rwxr-xr-x 1 markoutte staff 1901680 19 фев 22:32 Main -rw-r--r-- 1 markoutte staff 848 19 фев 22:32 Main.hi -rw-r--r-- 1 markoutte staff 62 19 фев 22:29 Main.hs -rw-r--r-- 1 markoutte staff 3304 19 фев 22:32 Main.o -rw-r--r-- 1 markoutte staff 1002 19 фев 22:32 Math.hi -rw-r--r-- 1 markoutte staff 181 19 фев 22:28 Math.hs -rw-r--r-- 1 markoutte staff 10128 19 фев 22:32 Math.o markoutte$ ./Main (-1.7071067811865475,-0.2928932188134524)
В то время, как .o
файлы являются скомпилированными в бинарный формат модулями (объектными модулями), файлы .hi
хранят информацию о самом модуле и его зависимостях. Посмотреть, что там хранится можно, использовав команду ghc --show-iface Main.hi
. Подробней об этом можно прочитать в статье Using GHC.
Запуск без компиляции
Код на хаскеле можно запустить без компиляции, выполнив следующие команды:
markoutte$ runhaskell Main.hs (-1.7071067811865475,-0.2928932188134524) Eltanin:example markoutte$ ls -l total 16 -rw-r--r-- 1 markoutte staff 62 19 фев 22:29 Main.hs -rw-r--r-- 1 markoutte staff 181 19 фев 22:28 Math.hs
Использование Cabal Stack
Cabal — это система сборки, поставляемая вместе с платформой Хаскель. На сегодняшний день (февраль 2017) набирает популярность другая система сборки и менеджер зависимостей — Stack. Работа с ним хорошо описана в статье «Прощай, cabal. Здравствуй, stack!» и «Practical haskell - getting started with stack».
Например, чтобы запустить простой вебсервер на Yesod, достаточно выполнить следующие команды:
markoutte$ stack new test-server yesod-minimal markoutte$ cd test-server/ markoutte$ stack build markoutte$ stack exec test-server markoutte$ stack exec test-server 19/Feb/2017:23:18:12 +0300 [Info#yesod-core] Application launched @(yesod-core-1.4.31-DLiX005mSrG8ItA7Sozqvl:Yesod.Core.Dispatch ./Yesod/Core/Dispatch.hs:165:11) 127.0.0.1 - - [19/Feb/2017:23:20:19 +0300] "GET / HTTP/1.1" 200 202 "" "Mozilla/5.0 (Macintosh; Intel Mac OS X 10_12_3) AppleWebKit/602.4.8 (KHTML, like Gecko) Version/10.0.3 Safari/602.4.8" 127.0.0.1 - - [19/Feb/2017:23:20:19 +0300] "GET /favicon.ico HTTP/1.1" 404 118 "http://localhost:3000/" "Mozilla/5.0 (Macintosh; Intel Mac OS X 10_12_3) AppleWebKit/602.4.8 (KHTML, like Gecko) Version/10.0.3 Safari/602.4.8" test-server: Thread killed by Warp's timeout reaper
После этого доступ к странице можно получить по адресу http://localhost:3000
. Редактирование зависимостей от других библиотек происходит в файле .cabal
. Подробнее об этом в User guide. Например, чтобы успешно собрать и запустить следующий пример, взятого для разработки пользовательского интерфейса на базе веб технологий:
{----------------------------------------------------------------------------- threepenny-gui Example: Small database with CRUD operations and filtering. To keep things simple, the list box is rebuild every time that the database is updated. This is perfectly fine for rapid prototyping. A more sophisticated approach would use incremental updates. ------------------------------------------------------------------------------} {-# LANGUAGE RecursiveDo #-} import Prelude hiding (lookup) import Control.Monad (void) import Data.List (isPrefixOf) import Data.Maybe import Data.Monoid import qualified Data.Map as Map import qualified Data.Set as Set import qualified Graphics.UI.Threepenny as UI import Graphics.UI.Threepenny.Core hiding (delete) {----------------------------------------------------------------------------- Main ------------------------------------------------------------------------------} main :: IO () main = startGUI defaultConfig setup setup :: Window -> UI () setup window = void $ mdo return window # set title "CRUD Example (Simple)" -- GUI elements createBtn <- UI.button #+ [string "Create"] deleteBtn <- UI.button #+ [string "Delete"] listBox <- UI.listBox bListBoxItems bSelection bDisplayDataItem filterEntry <- UI.entry bFilterString ((firstname, lastname), tDataItem) <- dataItem bSelectionDataItem -- GUI layout element listBox # set (attr "size") "10" # set style [("width","200px")] let uiDataItem = grid [[string "First Name:", element firstname] ,[string "Last Name:" , element lastname]] let glue = string " " getBody window #+ [grid [[row [string "Filter prefix:", element filterEntry], glue] ,[element listBox, uiDataItem] ,[row [element createBtn, element deleteBtn], glue] ]] -- events and behaviors bFilterString <- stepper "" . rumors $ UI.userText filterEntry let tFilter = isPrefixOf <$> UI.userText filterEntry bFilter = facts tFilter eFilter = rumors tFilter let eSelection = rumors $ UI.userSelection listBox eDataItemIn = rumors $ tDataItem eCreate = UI.click createBtn eDelete = UI.click deleteBtn -- database -- bDatabase :: Behavior (Database DataItem) let update' mkey x = flip update x <$> mkey bDatabase <- accumB emptydb $ concatenate <$> unions [ create ("Emil","Example") <$ eCreate , filterJust $ update' <$> bSelection <@> eDataItemIn , delete <$> filterJust (bSelection <@ eDelete) ] -- selection -- bSelection :: Behavior (Maybe DatabaseKey) bSelection <- stepper Nothing $ head <$> unions [ eSelection , Nothing <$ eDelete , Just . nextKey <$> bDatabase <@ eCreate , (\b s p -> b >>= \a -> if p (s a) then Just a else Nothing) <$> bSelection <*> bShowDataItem <@> eFilter ] let bLookup :: Behavior (DatabaseKey -> Maybe DataItem) bLookup = flip lookup <$> bDatabase bShowDataItem :: Behavior (DatabaseKey -> String) bShowDataItem = (maybe "" showDataItem .) <$> bLookup bDisplayDataItem = (UI.string .) <$> bShowDataItem bListBoxItems :: Behavior [DatabaseKey] bListBoxItems = (\p show -> filter (p. show) . keys) <$> bFilter <*> bShowDataItem <*> bDatabase bSelectionDataItem :: Behavior (Maybe DataItem) bSelectionDataItem = (=<<) <$> bLookup <*> bSelection -- automatically enable / disable editing let bDisplayItem :: Behavior Bool bDisplayItem = maybe False (const True) <$> bSelection element deleteBtn # sink UI.enabled bDisplayItem element firstname # sink UI.enabled bDisplayItem element lastname # sink UI.enabled bDisplayItem {----------------------------------------------------------------------------- Database Model ------------------------------------------------------------------------------} type DatabaseKey = Int data Database a = Database { nextKey :: !Int, db :: Map.Map DatabaseKey a } emptydb = Database 0 Map.empty keys = Map.keys . db create x (Database newkey db) = Database (newkey+1) $ Map.insert newkey x db update key x (Database newkey db) = Database newkey $ Map.insert key x db delete key (Database newkey db) = Database newkey $ Map.delete key db lookup key (Database _ db) = Map.lookup key db {----------------------------------------------------------------------------- Data items that are stored in the data base ------------------------------------------------------------------------------} type DataItem = (String, String) showDataItem (firstname, lastname) = lastname ++ ", " ++ firstname -- | Data item widget, consisting of two text entries dataItem :: Behavior (Maybe DataItem) -> UI ((Element, Element), Tidings DataItem) dataItem bItem = do entry1 <- UI.entry $ fst . maybe ("","") id <$> bItem entry2 <- UI.entry $ snd . maybe ("","") id <$> bItem return ( (getElement entry1, getElement entry2) , (,) <$> UI.userText entry1 <*> UI.userText entry2 )
достаточно добавить в файл .cabal
следующие зависимости: threepenny-gui >= 0.7.0.1, сontainers >= 0.5.7.1.
Что ещё почитать?
Learn You a Haskell for Great Good!
Hey yo! This is Learn You a Haskell, the funkiest way to learn Haskell, which is the best functional programming language around. You may have heard of it. This guide is meant for people who have programmed already, but have yet to try functional programming.
Изучаем Haskell
От издателя Эта книга поможет вам быстро освоить базовые концепции языка программирования Haskell, его библиотеки и компоненты, а также заложит основы функциональной парадигмы программирования, которая становится все более значимой в современном мире разработки ПО. Книга предлагает проектный подход к освоению материала, используя в качестве прототипа проект реализации интернет-магазина. Здесь рассматривается экосистема языка Haskell и его вспомогательных средств, инструменты Cabal для управление проектами, модули HUnit и QuickCheck для тестирования программ, фреймворк Scotty для разработки веб-приложений, Persistent и Esqueleto – для управления базами данных и многие другие компоненты и библиотеки Haskell.